Расходы на ремонт и техобслуживание.
Рассмотрим тонкости учета налоговых расходов на ремонт по арендованным автомобилям.
Расходы на ремонт обоснованы только у одной стороны:
- В случае Аренды авто с экипажем - у арендодателя. Именно он по ст. 634 ГК РФ обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт.
- В случае Аренды без экипажа уже арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного автомобиля, включая осуществление его текущего и капитального ремонта (статья 644 ГК РФ).
Расходы на ремонт автомобиля у собственника авто в НУ — прочие расходы, признаются в том периоде, в котором были осуществлены, в размере фактических затрат.
Если речь идет о расходах арендатора, подход аналогичный, но только для случая, когда договором аренды не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем.
Такие положения содержатся в статьях 260 и 324 НК РФ.
С 2022 года (вступления в силу ФСБУ 6/2020 и 26/2020) в бухгалтерском учете существенные затраты на проведение капитального ремонта, технического осмотра, технического обслуживания основных средств (ОС) будут признаваться отдельными, самостоятельными объектами ОС. Если такие мероприятия будут проводиться с частотой более 12 месяцев, либо более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020, п. 6 и 7 ФСБУ 26/2020).
Признавать расходы на такие ремонты нужно будет через капвложения (п. 5 ФСБУ 26/2020 и Рекомендация НРБУ БМЦ Р-51/2014-ОК МАШ «Затраты на капитальный ремонт ОС).
Расходы на ГСМ
Ни документы бухгалтерского учета, ни правила налогового учета, прежде всего, НК РФ, не содержат никаких норм расхода ГСМ на автомобиль.
Расходы на содержание служебного транспорта (налог на прибыль) поименованы в п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
До 2013 — 2014 годов представители ФНС РФ настоятельно рекомендовали всем налогоплательщикам использовать нормы Минтранса по расходу ГСМ. Позднее они позицию поменяли, и, отвечая на вопросы налогоплательщиков, перестали советовать нормирование.
Хотя о документальном подтверждении и экономическом обосновании расходов на содержание служебного автотранспорта продолжают постоянно напоминать в своих письмах.
На сегодняшний момент сложилась следующая ситуация в отношении нормирования расходов на ГСМ у нетранспортной компании:
- можно применять нормы Минтранса — Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. Нормы довольно жесткие, установлены не для всех моделей автомобилей.
- можно установить собственные нормы расходы ГСМ в компании. Например, путем проведения контрольных замеров расхода ГСМ — Письма Минфина от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67,
- допускается применение спутникового мониторинга расходов — Письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354,
- не запрещено списание расходов без использования нормирования — Письма Минфина РФ от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875.
При использовании последнего варианта важно понимать, что при налоговой проверке может проверяться содержание путевых листов, логичность маршрутов следования, и то, насколько показания одометра соответствуют расходам ГСМ и количеству пройденных километров. Кроме того, в компании должна быть разработана система определения остатков ГСМ в баке.
При проверках могут отслеживаться и неурочные заправки, ставящие под сомнение служебный характер всех поездок без исключения. Избежать претензий поможет установление гибкого графика сотруднику, который использует служебный транспорт (статья 102 ТК РФ).
Учет автошин
Те шины, которые были на автомобиле в момент покупки, отдельно не учитываются, рассматриваются как составная часть автомобиля.
Приобретение сменного комплекта шин учитывается как самостоятельный объект. Например, в составе запчастей на счете 10.05. Либо стоимость новых шин сразу отражают в расходах в периоде приобретения.
Но нужно помнить, что резина:
1) загрязняет окружающую среду,
2) при этом содержит полезные составляющие, которые следует использовать после окончания использования шин,
3) обеспечение безопасности дорожного движения накладывает на качество шин особые требования.
Исходя из перечисленных особенностей, Минтрансом РФ были установлены Временные нормы эксплуатационного пробега шин автомобилей — Распоряжение Минтранса РД 3112199-1085-02 от 04.04.2002.
В распоряжении указано, что от марки резины, вида автомобиля зависит нормативный (разрешенный) пробег автомобиля на одних шинах. Замена шин как раньше, так и позднее установленного срока считается недопустимым.
Если за один сезон шины не вырабатывают свой срок службы, то бухгалтеру нужно выбрать вариант учета:
- учет запасов с возвратными отходами (сезонная смена шин). В этом случае сумма расходов на шины (по окончании сезона), соответствующая недоиспользованному пробегу шин, должна быть восстановлена в НУ и сторнирована в БУ. Именно такой порядок следует из положений п. 16 ФСБУ 5/2019 и п. 6 ст. 254 НК РФ.
- учет автошин в качестве несущественных активов. Тогда в БУ стоимость автошин относится на расходы при их поступлении, в НУ — полностью включается в состав расходов в момент передачи в эксплуатацию.
Прочие эксплуатационные расходы
Также по автомобилю в рамках налога на прибыль можно учесть следующие расходы, связанные с эксплуатацией авто:
- мойка автомобиля,
- проезд по платным автодорогам,
- прокат автомобиля по месту командировки,
- каршеринг (Письмо УФНС по г. Москве от 28.01.2019 № 13-11/011687@),
- оплата парковой и платных стоянок (Минфина РФ от 08.02.2021 № 03-03-06/1/7968),
- оплата парковок по месту командировки,
- другие аналогичные расходы.
Автострахование
Затраты на страхование в бухгалтерском учете учитываются на счете 76.01 «Расходы на имущественное и личное страхование».
На расходы такие затраты могут быть списаны единовременно, в момент уплаты страховой премии. Ведь по Федеральному закону «О страховом деле» именно уплата страховой премии «включает» защиту вашего автомобиля.
Если такой вариант не кажется вам рациональным, можно отражать сумму страхового полиса и равными долями в течение периода страхования, тем более что именно такой порядок действует в НУ (п. 6 ст. 272 НК РФ).
Расходы, убытки от страховых случаев и причитающиеся страховые выплаты (выплаты по страховым случаям) нужно отражать в бухгалтерском учете и отчетности развернуто (развернутое сальдо по 76.01) — Письмо ФНС РФ от 03.02.2014 № ГД-4-3/1692@, Письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5257, ПБУ 23/2011.
В НУ в расходы включают взносы на обязательное имущественное страхование и на добровольное страхование автотранспортных средств, в том числе арендованных, а также страхование грузов.
Правила НУ по страхованию, рассмотренные выше, — для налога на прибыль.
В налоговых расходах при УСН можно учесть только обязательное автострахование (ОСАГО, причем не расширенное) — п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
При этом важно понимать, что «обязательность» видов страхования определяется по нормам Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации.
В п. 4 ст. 3 Закона № 4015-1 содержится положение о том, что для каждого обязательного вида страхования должен быть утвержден отдельный закон по конкретному виду страхования. Такой закон есть, например, по ОСАГО.
Списание автомобиля
Основные случаи списания автомобиля с баланса организации:
- продажа,
- ДТП или угон,
- физический или моральный износ.
Каких-то особенностей, по сравнению с другими основными средствами (кроме снятия с учета в ГИБДД), нет.
Списание автомобиля с баланса отражается с использованием счетов прочих доходов и расходов. При продаже передача авто оформляется актом ОС-1 или аналогичным (согласно учетной политике организации).
В налоговом учете — доходы и расходы отражаются на дату перехода права собственности. Если автомобиль продается с убытком, убыток признается не сразу, а равномерно в течение оставшегося срока начисления амортизации.
Сама же амортизация в НУ прекращает начисляться с месяца, следующего за месяцем снятия авто в ГИБДД.
При списании автомобиля для снятия авто с учета в ГИБДД нужно подать Заявление и свидетельство (акт) об утилизации автомобиля (п.п. 145, 147 Регламента, утв. Приказом МВД РФ от 21.12.2019 № 950).
Согласно методическим указаниям по учету ОС в бухгалтерском учете для проверки целесообразности списания автомобиля и оформления его выбытия должна создаваться комиссия. На практике комиссия создается далеко не всегда.
Если комиссия создается, то после принятия ей решения о списании авто с баланса, оформляется акт о списании, например, по унифицированной форме ОС-4а.
Транспортный налог при продаже (дарении и т.п.) авто считается за последний месяц владения в том случае, если автомобиль снят с учета в ГИБДД после 15-го числа месяца.
В случае гибели, уничтожения автомобиля Транспортный налог прекращает начисляться с 1 числа месяца гибели или уничтожения автомобиля. Обязанность налогоплательщика — подать в ИФНС Заявление установленной формы (Приказ ФНС РФ от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@).
Налогоплательщик может подать заявление в любую ИФНС по своему выбору, форма подачи – через оператора электронного документооборота. В качестве приложения к заявлению можно отправить свидетельство (акт) об утилизации авто.
Налоговый орган проверит поданные сведения. Если у налогового органа не окажется документов, подтверждающих утилизацию, он запросит их в соответствующих органах (как правило, ГИБДД). Более подробно процедура снятия с учета автомобиля в целях расчета транспортного налога прописана в Письме ФНС РФ от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@.
Оприходование запчастей при ликвидации автомобиля
При списании автомобиля важно оценить возможность использования оставшихся при его списании частей для последующего ремонта или продажи.
С 2021 года нужно определять фактическую себестоимость запасов, остающихся после выбытия ОС в соответствии с п.16 ФСБУ 5/2019 «Запасы», выбирая наименьшую из величин:
- Стоимость аналогичных запасов, которые приобретались или создавались в организации в рамках обычного операционного цикла. В небольшой компании, где таких операций могло и вообще не быть ранее, такую стоимость определить затруднительно.
- Сумма балансовой стоимости актива и затрат, связанных с демонтажем, разборкой, приведение «полезных остатков» в состояние, пригодное для использования в качестве запасов или продажи. Порядок деления этой стоимости между оставшимися частями законодательно не определен. Компании нужно очень постараться, прописывая методику расчета для подобных случаев.
В помощь пока только Рекомендация БМЦ № 63/2015-КпР «Материальные ценности от ликвидации основных средств», в которой говорится о том, что «полезные остатки» следует приходовать за счет остаточной стоимости ОС.
Полученные запасы можно отразить, например, на счете 10.06 «Прочие материалы».
Работы по утилизации авто могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением специализированной организации.
В отношении восстановления НДС по утилизированному авто контролирующими органами высказывались разные мнения. Предлагаем руководствоваться позицией, что НДС восстанавливать не нужно (Письмо ФНС РФ от 16.04.2018 № СД-4-3/7167@).
Напоминаем, что это 3-я публикация на тему «Автомобиль в нетранспортной организации». В следующей, последней части рассмотрим использования автомобиля сотрудника, особенности труда водителя и санкции за нарушения в работе при использовании автомобиля. Свои вопросы по рассматриваемой теме пишите в комментариях.
ЧУДПО ЦЭЗ «Фин-Инфо»
ИНН 5407019621
Положение о персональных данных
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение