Главная/Разное/Блог для бухгалтеров/Бухгалтер и торговля онлайн

Бухгалтер и торговля онлайн

Бухгалтер и торговля онлайн

БУХГАЛТЕР И ТОРГОВЛЯ ОНЛАЙН

Если вы бухгалтер и работаете в организации, которая ведет продажи через Интернет, вы должны иметь представление о нормативном регулировании такой деятельности и о некоторых особенностях, характерных для онлайн продаж.

Понимать законодательные и технические моменты важно, чтобы правильно вести бухгалтерский и налоговый учет.

Компания может вести торговлю как самостоятельно, например, используя свой продающий сайт, так и через электронную торговую площадку (маркетплейс).

Нормативное регулирование онлайн торговли

  1. п. 2 статьи 497 ГК РФ.

Между продавцом и покупателем заключается договор розничной купли-продажи.

По ГК РФ такой договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

  1. п. 26.1 Федерального закона от 07.12.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» — прописаны аналогичные положения в отношении дистанционной онлайн торговли. 
     
  2. п.п. 12-27 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи»  (далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. Ранее, до 2021 года, действовали правила, утв. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

Основные правила интернет торговли по Постановлению № 2463:

  1. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (п. 13 Правил).
  2. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"… продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора… 
     
    Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях (п. 14 Правил).
  3. Продавец или уполномоченное им лицо вправе ознакомить потребителя, заключившего договор розничной купли-продажи дистанционным способом продажи товара, с приобретаемым товаром до его передачи потребителю (п. 15 Правил).
  4. Лица, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом, обязаны указывать (на сайте, или странице в Интернет, или в программе для ЭВМ) свои реквизиты, позволяющие их идентифицировать, включая адрес электронной почты и (или) номер телефона (п. 19 Правил).
  5. При дистанционном способе продажи товара обязанность продавца по возврату денежной суммы, уплаченной потребителем по договору розничной купли-продажи, возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона РФ "О защите прав потребителей" (п. 22 Правил). 
     
    В п. 4 Федерального закона речь идет о том, что Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Продавец должен возвратить денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Сайт организации

Определение сайта (весь неоднозначное) дано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

«сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».

Российские нормативные документы по бухгалтерскому учету не дают бухгалтеру информацию по поводу того, как квалифицировать сайт в бухгалтерском учете.

Пока чуть ли не единственный вариант – воспользоваться определениями международных стандартов, разъяснений к ним.

Например,  Разъяснением ПКР (SIC) - 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт» (введено в действие в РФ приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н).

В документе, в п.8 содержатся два важных момента:

  1. Веб-сайт… должен признаваться в качестве НМА, когда… будет создавать вероятные будущие экономические выгоды… (может приносить выручку, включая прямую выручку от возможности размещения заказов через веб-сайт). 
  2. веб-сайт, разработанный исключительно либо в основном для продвижения и рекламы ее продукции и услуг,… не будет создавать вероятные будущие экономические выгоды; и, следовательно, все затраты на разработку такого веб-сайта должны признаваться в качестве расходов по мере их возникновения.

Если вы решите пользоваться этими положениями, не лишним будет сделать ссылку на это в вашей учетной политике по бухгалтерскому учету (с указанием номера разъяснения).

Отметим, что подходы к определению срока полезного использования (СПИ) по НМА в бухгалтерском (БУ) и налоговом учете (НУ) разительно отличаются.

В НУ минимальный срок – 24 месяца. В БУ – исходя из ожидаемого срока использования НМА, на протяжении которого ожидается получение экономических выгод.

В БУ в случае, когда невозможно определить СПИ, признаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. Такие НМА необходимо ежегодно проверять на уточнение СПИ.

Пример:

В организации был разработан «продающий» сайт. Сайт квалифицирован как НМА с неопределенным СПИ в 2019 году. В 2021 году было принято решение о разработке нового сайта, который будет эксплуатироваться с 2022 года.

После принятия такого решения был установлен СПИ — 3 года.

Бухгалтерские проводки:

  • Дебет 84 Кредит 05 — Начислена амортизация за прошедшие периоды
  • Дебет 44 Кредит 05 — начисление ежемесячной амортизации с месяца принятия решения об установлении СПИ в 36 месяцев.

Текущие расходы на содержания сайта рекомендуется учитывать как рекламные ненормируемые расходы.

Такая позиция содержится, например, в Письмах Минфина РФ:

  • от 08.08.2012 № 03-03-06/1/390,
  • от 16.12.2911 № 03-11-11/317.

Расходы на техобслуживание, техподдержку сайта учитываются в составе прочих расходов.

Особенности расходов на программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД)

Такие расходы могут учитываться как НМА, либо как текущие расходы или расходы будущих периодов. Относят расходы к той или иной категории в зависимости от объема прав на ПО и БД и способа их оплаты (ПБУ 14/2007, Ст. 256, 257 НК РФ, пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Чтобы определиться с правами на ПО и БД, нужно изучить статьи 428, 1234- 1235, 1295-1297 ГК РФ.

Например, если переходят все права, то и в БУ и НУ актив признается НМА.

Если передаются лицензионные права большому кругу пользователей (простая лицензия), то речь, скорее всего, идет о текущих расходах.

Если организация подписывает договор об исключительном праве пользования, то в БУ фиксируются НМА (Рекомендация центра «БМЦ» № Р-14/2011-КпР «Исключительные права как критерий признания НМА»). Для НУ этого недостаточно, это текущие расходы.

Особенности применения ККТ при онлайн торговле

Есть свои особенности и при работе с онлайн кассами.

В общем случае, если покупателем является физическое лицо, ему должен быть выдан чек при любой форме оплаты в следующих случаях (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ):

  • при получении аванса или предоплаты,
  • оплате за товар при получении товара,
  • отгрузке в счет аванса, предоплаты,
  • при постоплате,
  • при возврате или замене товара.

При интернет торговле продавцы «обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься» (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Практика применения ККТ сложилась таким образом, что сегодня электронный чек может быть передан также и с использованием мессенджеров, путем предоставления ссылки.

При этом нужно помнить, что это правила для продавца. Для покупателя же в качестве подтверждения оплаты, например, сотрудником из подотчетных средств, электронный чек, полученный от продавца необходимо распечатать (п. 4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).

С другой стороны, имея на руках бумажный чек, можно легко получить его электронный аналог при помощи сервиса ФНС «Проверка кассового чека». А потом распечатать этот самый аналог. Зачем это нужно? Это пригодиться в тех случаях, когда первоначальный бумажный чек, на взгляд бухгалтера, содержит недочеты или поврежден. Нужно учесть 2 момента:

  • реквизиты бумажного и электронного чека могут несколько отличаться (ст.4.7 Федерального закона № 54-ФЗ, таблицы 20,21 Приложения 2 Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»),
  • сервис проверки чеков в настоящий момент выдает результаты по чекам, которые были выданы не позднее 2-х месяцев назад.

При работе с ККТ при онлайн торговле нужно еще учесть следующее:

  1. при интернет торговле можно применять ККТ, находящуюся вне места расчетов. Иными словами, у курьера, доставившего товар, может не быть в руках ККТ, он может сформировать чек удаленно, имя в руках лишь принтер чеков.
  2. При электронной коммерции с доставкой могут использоваться:
  • мобильные кассы,
  • удаленные (облачные) кассы собственные или арендованные,
  • принтеры чеков.
  1. Регистрируя ККТ для онлайн торговли, в качестве адреса расчетов нужно указывать адрес сайта (сайтов) пользователя ККТ.
  2. При регистрации ККТ, которая будет использоваться не только для интернет торговли, галочки в строке «ККТ для Интернет» ставить не следует.
  3. Если расчет осуществляется через посредника, который выступает в качестве платежного агента, то он формирует чек от своего имени (Письма Минфина РФ от 06.09.2019 № 03-01-15/69020, от 15.06.2018 № 03-01-15/41169).

Платежный агент – юридическое лицо или ИП, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц (ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

  1. Самозанятый, может принимать оплату в интересах продавца. При этом он должен использовать кассу, зарегистрированную на продавца. Выступать посредником и выдавать чек от своего имени самозанятый не может (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ).
  2. В проведении расчетов также могут участвовать:
  • Агрегаторы платежей (участвуют в переводе денежных средств, используя собственный специальный счет),
  • Операторы услуг платежной инфраструктуры (расчетные центры) – лица, обеспечивающие переводы денежных средств между участниками расчетов, но не использующие собственные счета (перевод сразу на счет продавца).

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Мы рассмотрели лишь часть вопросов, связанных с интернет торговлей. А какие моменты волнуют вас в этой теме? Ждем ваших комментариев.


Обо всех нюансах работы бухгалтера мы рассказываем на курсах Центра экономических знаний "Фин-Инфо".

Всегда актуальное расписание на сайте или здесь >>>

Телефон с WhatsApp 8-913-980-52-83

Напишите или позвоните, мы всегда отвечаем на все сообщения.

Теги торговляонлайн полезноебухгалтеру
Контактная информация
Звоните по номерам:
Мы  находимся по адресу:
г. Новосибирск, ул. Зыряновская, (55)
Работаем с 10:00 до 18:00
Электронная почта:
Остались вопросы?
Получите консультацию по телефону
или напишите нам
Напишите на WhatsApp
Напишите на WhatsApp
Напишите в Telegram
Напишите в Telegram
ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Наш менеджер с радостью проконсультирует Вас бесплатно
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Ваше сообщение*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена