Если вы бухгалтер и работаете в организации, которая ведет продажи через Интернет, вы должны иметь представление о нормативном регулировании такой деятельности и о некоторых особенностях, характерных для онлайн продаж.
Понимать законодательные и технические моменты важно, чтобы правильно вести бухгалтерский и налоговый учет.
Компания может вести торговлю как самостоятельно, например, используя свой продающий сайт, так и через электронную торговую площадку (маркетплейс).
Между продавцом и покупателем заключается договор розничной купли-продажи.
По ГК РФ такой договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Определение сайта (весь неоднозначное) дано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
«сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».
Российские нормативные документы по бухгалтерскому учету не дают бухгалтеру информацию по поводу того, как квалифицировать сайт в бухгалтерском учете.
Пока чуть ли не единственный вариант – воспользоваться определениями международных стандартов, разъяснений к ним.
Например, Разъяснением ПКР (SIC) - 32 «Нематериальные активы – затраты на веб-сайт» (введено в действие в РФ приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н).
В документе, в п.8 содержатся два важных момента:
Если вы решите пользоваться этими положениями, не лишним будет сделать ссылку на это в вашей учетной политике по бухгалтерскому учету (с указанием номера разъяснения).
Отметим, что подходы к определению срока полезного использования (СПИ) по НМА в бухгалтерском (БУ) и налоговом учете (НУ) разительно отличаются.
В НУ минимальный срок – 24 месяца. В БУ – исходя из ожидаемого срока использования НМА, на протяжении которого ожидается получение экономических выгод.
В БУ в случае, когда невозможно определить СПИ, признаются НМА с неопределенным сроком полезного использования. Такие НМА необходимо ежегодно проверять на уточнение СПИ.
Пример:
В организации был разработан «продающий» сайт. Сайт квалифицирован как НМА с неопределенным СПИ в 2019 году. В 2021 году было принято решение о разработке нового сайта, который будет эксплуатироваться с 2022 года.
После принятия такого решения был установлен СПИ — 3 года.
Бухгалтерские проводки:
Текущие расходы на содержания сайта рекомендуется учитывать как рекламные ненормируемые расходы.
Такая позиция содержится, например, в Письмах Минфина РФ:
Расходы на техобслуживание, техподдержку сайта учитываются в составе прочих расходов.
Такие расходы могут учитываться как НМА, либо как текущие расходы или расходы будущих периодов. Относят расходы к той или иной категории в зависимости от объема прав на ПО и БД и способа их оплаты (ПБУ 14/2007, Ст. 256, 257 НК РФ, пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Чтобы определиться с правами на ПО и БД, нужно изучить статьи 428, 1234- 1235, 1295-1297 ГК РФ.
Например, если переходят все права, то и в БУ и НУ актив признается НМА.
Если передаются лицензионные права большому кругу пользователей (простая лицензия), то речь, скорее всего, идет о текущих расходах.
Если организация подписывает договор об исключительном праве пользования, то в БУ фиксируются НМА (Рекомендация центра «БМЦ» № Р-14/2011-КпР «Исключительные права как критерий признания НМА»). Для НУ этого недостаточно, это текущие расходы.
Есть свои особенности и при работе с онлайн кассами.
В общем случае, если покупателем является физическое лицо, ему должен быть выдан чек при любой форме оплаты в следующих случаях (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
При интернет торговле продавцы «обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься» (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Практика применения ККТ сложилась таким образом, что сегодня электронный чек может быть передан также и с использованием мессенджеров, путем предоставления ссылки.
При этом нужно помнить, что это правила для продавца. Для покупателя же в качестве подтверждения оплаты, например, сотрудником из подотчетных средств, электронный чек, полученный от продавца необходимо распечатать (п. 4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).
С другой стороны, имея на руках бумажный чек, можно легко получить его электронный аналог при помощи сервиса ФНС «Проверка кассового чека». А потом распечатать этот самый аналог. Зачем это нужно? Это пригодиться в тех случаях, когда первоначальный бумажный чек, на взгляд бухгалтера, содержит недочеты или поврежден. Нужно учесть 2 момента:
При работе с ККТ при онлайн торговле нужно еще учесть следующее:
Платежный агент – юридическое лицо или ИП, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц (ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Мы рассмотрели лишь часть вопросов, связанных с интернет торговлей. А какие моменты волнуют вас в этой теме? Ждем ваших комментариев.
Обо всех нюансах работы бухгалтера мы рассказываем на курсах Центра экономических знаний "Фин-Инфо".
Всегда актуальное расписание на сайте или здесь >>>
Телефон с WhatsApp 8-913-980-52-83
Напишите или позвоните, мы всегда отвечаем на все сообщения.
ЧУДПО ЦЭЗ «Фин-Инфо»
ИНН 5407019621
Положение о персональных данных
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение