Главная/Разное/Блог для бухгалтеров/Налоговая оптимизация для бухгалтера

Налоговая оптимизация для бухгалтера

Налоговая оптимизация для бухгалтера

НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Налоговая оптимизация – одна и основных задач, которой, по мнению большинства руководителей должен заниматься главный бухгалтер.

Но зачастую даже опытный главбух, услышав от директора: «Ваши предложения по оптимизации налогов», чувствует себя неуверенно. Проблема может быть даже не в недостатки знаний и навыков. Скорее в разном подходе к теме. И в некоторых стереотипах, которые у директора и главбуха чаще всего различаются.

У бухгалтера могут быть могут быть такие мысли:

  • законных способов оптимизации уже не осталось, а незаконными я заниматься не буду,
  • используя всем известные способы можно сэкономить копейки, а времени потратить уйму, овчинка выделки не стоит,

Кроме того, иногда бухгалтеру может казаться, что если директор не дает указание оформить, например, документы по разъездному характеру работы некоторых сотрудников, то значит, он считает такое оформление нецелесообразными.

Но, возможно, директор просто не знает как о таком способе экономии, и о суммах, которые можно при этом сохранить. 

Если Вы главбух, как часто Вы обсуждаете со своим руководителем возможные варианты экономии? Какие аргументы и обоснования приводите? Как легко удается донести до директора свое видение ситуации?

Эффективнее всего для обоснования своей позиции письменно изложить интересные, на ваш взгляд, способы оптимизации с примерами расчетов сумм экономии и времени, необходимом для внедрения таких способов.

Если говорить в целом о налоговой оптимизации, нужно помнить, что:

  1. Нет универсальных методов для всех налогоплательщиков. Эффективность даже широко известных способов оптимизации налогов для разных бизнесов сильно различается. Иногда усилия нужно приложить значительные, а эффект минимальный, в других случаях затраты времени и сил бухгалтера вполне могут быть оправданы.  
     
  2. «Рискованные» способы налоговой оптимизации чреваты привлечением как к налоговой, так и к уголовной ответственности.   
     
  3. Безопасные способы налогового планирования следует разрабатывать применительно к конкретной компании, прописывая основные положения в учетной политике для целей налогообложения. 
     
  4.  Да, ФНС крайне отрицательно относится, например, к дроблению бизнеса как способа налоговой экономии. Но если бизнес у вас реальный, управленческие решения принимаются осознанно и экономическая целесообразность таких решений обосновывается, то риск санкций со стороны контролирующих органов значительно уменьшается.  
     
  5.  Бухгалтеру необходимо постоянно объяснять руководству, что снизить налоговые платежи, либо отсрочить срок уплаты возможно, но платить налоги все равно придется.

Эффективной работа по оптимизации будет в том случае, когда она ведется планомерно и постоянно. Когда налоговая политика фирмы постоянно находится под контролем. Когда:

  • документы (первичные, учетная политика) оформлены правильно и своевременно,
  • все сделки/операции реальны,
  • деловые цели каждой операции обоснованы.  

Если такую работу ведет главбух, он должен постоянно следить за изменениями в налоговом законодательстве, не пропуская те, которые на первый взгляд, не касаются текущей деятельности фирмы, ориентированы на налогоплательщиков других сфер деятельности. 

Также нужно постоянно отслеживать результаты рассмотрения в судах дел по налоговым спорам.

Например, изучая ежеквартальные обзоры.

В организации должны быть определены задачи и ресурсы для выполнения такой работы. Налоговое планирование требует значительного времени, зато дает свои результаты.

Рассмотрим несколько примеров применения мер налоговой оптимизации и постараемся понять причины, по которым некоторые из них бухгалтера даже не пытаются применять.

Начнем с НДФЛ и страховых взносов.


Вариант 1 - выплата компенсаций за использование работниками личного имущества.

Этот случай, когда используется личное имущество именно для целей организации. Понятно, что при этом должны выполняться определенные условия:

  1. Имущество должно быть в собственности работника (копии документов, подтверждающих право собственности),
  2. Размер компенсации должен быть экономически обоснован (расчет бухгалтера),
  3. Служебный характер использования имущества должен быть подтвержден (путевой лист).

Например, если у вас из 20 сотрудников 10 – это менеджеры, большую часть рабочего времени проводящие в разъездах на собственных автомобилях. С ними заключены договора аренды автомобилей. Такой компании стоит подумать о переходе на компенсации. Экономия на НДФЛ в этом случае будет значительна и вполне легальна.

Почему чаще всего не применяется? Затраты времени на оформление путевых листов кажутся бухгалтерам чрезмерными. Возможно, стоит рассмотреть прием на работу дополнительного сотрудника (возможно, на неполный рабочий день) и просчитать эффективность такого способа.

Вариант 2. Выплаты за аренду жилья иногородним сотрудникам.

Про этот вариант тоже многие знают. Но этот способ чаще всего не применяется из-за того, что решения в пользу работодателя принимаются судами, и на 100% не подтверждаются нормативной базой и письмами контролирующих органов. Возможно, вам следует ознакомиться, например, с Определения ВС РФ от 21.03.2019 № 306-ЭС19-1713 и рассмотреть применения такого способа в своей работе.

Вариант 3. Использование ученических договоров.

Например, для вашей сферы деятельности характерна повышенная текучесть кадров. А новых сотрудников практически всегда приходится обучать, учитывая специфику фирмы. Практикуете ли в этом случае заключение ученических договоров? Нет? А ведь они позволяют некоторое время экономить на страховых взносах. Ведь выплаты по ученическим договорам страховыми взносами не облагаются. Обоснование -  статья 420 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.07.2017 № 03-15-06/41745.

Иногда бухгалтер просто не задумывается, как по-другому можно использовать информацию, которая ему известна.

Например, с апреля 2020 года субъекты малого и среднего предпринимательства взносы считают по пониженным ставкам – Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ. Если ваша компания более крупная, возможно, следует все-таки проработать вариант разделения ее на более мелкие, обосновать цель такого разделения, просчитать варианты. 


Налог на прибыль.

Нормы законодательства, использование которых является правом, а не обязанностью налогоплательщика, применяются далеко не всегда. В отношении налога на прибыль -  это можно отнести к созданию резервов: по сомнительным долгам, по обычным и гарантийным ремонтам основных средств (ОС), на оплату отпусков.

Например, резерв по сомнительным долгам. Многие бухгалтера не формируют резерв не только в налоговом (имея на это право), но и в бухгалтерском учете, хотя в целях бухгалтерского учета обязаны это делать вне зависимости от размеров фирмы и принадлежности ее к субъектам малого предпринимательства.

А именно в текущем году, для которого характерны нарушения сроков обязательств контрагентами, создание резерва по сомнительным долгам помогло бы сэкономить. Да, не так много, как хотелось бы – не более 10% выручки за прошедший или отчетный налоговый период и только в отношении задолженностей, связанные с реализацией товаров (работ, услуг).

НДС 

Способы оптимизации НДС в настоящее время сводятся либо к применению налоговых схем (категорически не советуем этим заниматься), либо возможны лишь в некоторых, отдельно взятых случаях.

К таким случаям можно отнести, например,

  1. Возможность выставлять счета-фактуры в адрес покупателя не в обычные сроки, а значительно реже. Подходит только для ситуации, когда поставка осуществляется в адрес одного и того же покупателя с непрерывным циклом производства. Выставлять счета-фактуры можно с периодичность 1 раз в месяц, но не позднее 5-го числа следующего месяца. Об этом – в письме Минфина от 13.09.2018 № 03-07-11/65642. Понятно, что применение такого порядка должно быть прописано в учетной политике для целей НДС. 
     
  2. Включение стоимости доставки (стоимости транспортных услуг) в стоимость товара. Это позволяет добиться экономии в тех случаях, когда речь идет о реализации товаров, для которых установлена пониженная ставка НДС. Для избежания лишних претензий со стороны контролирующих органов больше подходит вариант, когда доставка осуществляется собственными силами. Основание – положения статьи 164 НК РФ. 

Мы рассмотрели лишь некоторые случаи. Скорее всего, они вам известны. Сейчас, формируя учетную политику на 2021 год, задайте себе вопрос, используете ли вы их в своей работе, если не используете, то почему?

А если вы пока не достаточно ориентируетесь в подобных вопросах, подумайте, может, стоит запланировать на начало года свое дополнительное обучение, например, в нашем учебном центре.

 


Обо всех нюансах работы бухгалтера мы рассказываем на курсах Центра экономических знаний "Фин-Инфо".

Всегда актуальное расписание на сайте или здесь >>>

Телефон с WhatsApp 8-913-980-52-83

Напишите или позвоните, мы всегда отвечаем на все сообщения.

Контактная информация
Звоните по номерам:
Мы  находимся по адресу:
г. Новосибирск, ул. Зыряновская, (55)
Работаем с 10:00 до 18:00
Электронная почта:
Остались вопросы?
Получите консультацию по телефону
или напишите нам
Напишите на WhatsApp
Напишите на WhatsApp
Напишите в Telegram
Напишите в Telegram
ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Наш менеджер с радостью проконсультирует Вас бесплатно
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Ваше сообщение*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена