С развитием системы налогообложения «Налог на профессиональный доход (НПД)» все чаще бухгалтерам приходится отражать в учете поступление товаров, работ, услуг от самозанятых. Нормативный документ - Федеральный закон 422-ФЗ.
Другую категорию замозанятых (няни, репетиторы, сиделки и т.п.), сегодня не рассматривать не будем.
Итак, основные правила по таким операциям.
Проверяем статус самозанятого на сайте Налог на профессиональный доход
Убеждаемся, что он не был сотрудником нашей организации (ее подразделения) в последние два года. В идеале он не должен быть и сотрудником фирмы, которая входит в группу компаний, ведущих к одному выгодоприобретателю (по мнению ФНС).
Также убеждаемся, что то, что нам предлагается приобрести, можно производить/осуществлять в рамках НПД.
Помним, что в соответствии с ГК РФ сделка с самозанятым может быть заключена как в устной, так и в письменной форме (простой или нотариальной).
Но письменный договор может не оформляться, если исполнитель (плательщик НПД) приступил к исполнению сделки сразу после ее заключения.
Расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете по общим правилам. Никаких особенностей здесь нет.
А документооборот имеет свои нюансы.
Чек может быть как электронным, так и бумажным, и он должен содержать наименование товаров, работ, услуги и ИНН покупателя. Этот тот специальный чек, который формирует самозанятый с использованием программного продукта «мой налог».
Вторым (дополнительным) документом для налогового учета может служить акт оказания услуг. Но именно для НПД акт не может быть единственным самостоятельным расходным документом. При этой системе налогообложения главный документ – чек.
Именно при наличии чека признаются расходы и фиксируется право покупателя не начислять страховые взносы и не удерживать НДФЛ при расчете с продавцом – самозанятым. Об этом – письма ФНС РФ от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ и Минфина РФ от 26.03.2020 № 03-11-11/24008.
При наличном расчете – сразу в момент расчета.
При безналичном расчете – по позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.
И это не очень приятный момент.
Например, услуги оказаны в сентябре 2020 года. Оплата прошла по банку также в сентябре. Чек датирован 8-м октября 2020 года.
Расходы нужно отражать октябрем (по дате чека), а это уже другой отчетный период. Конечно, ничто не мешает исполнителю выдать чек раньше, не затягивая этот процесс до 9-го числа следующего месяца.
Возможно, вам придется проявить активность и предусмотрительность, заранее попросив исполнителя об этом.
заполняя данные контрагента-самозанятого в 1С, выбираем статус «физическое лицо», далее заполняем в привычном порядке.
Счет расчетов с самозанятыми (60,76) необходимо зафиксировать в учетной политике. Мы рекомендуем использовать субсчет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чтобы видеть взаиморасчеты с этой категорией контрагентов обособленно.
При оформлении платежного поручения в адрес самозанятого следует выбирать вид операции «прочие списание». Ведь только в этом случае в документе 1С будет доступно поле для указания кода дохода в адрес физического лица для исполнительного производства. В нашем случае это код «1».
А у вас возникают сложности при работе с самозанятыми? Если да, то поделитесь в комментариях.
Обо всех изменениях в бухучёте и отчётности мы рассказываем на курсах Центра экономических знаний "Фин-Инфо".
Всегда актуальное расписание на сайте.
Наш адрес - г. Новосибирск, ул. Зыряновская, (55), к. 1, оф. 1
Телефон с WhatsApp 8-913-980-52-83
Напишите или позвоните, мы всегда отвечаем на все сообщения.