ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ ФСБУ С 01.01.2022. Часть 1
Реформа бухгалтерского учета уверенно набирает обороты. Бухгалтерам пора полностью погрузиться в новые правила. Дороги назад уже нет. Придется учиться думать по-МСФО.
С 01.01.2022 нас ждет обязательное применение 4-х новых федеральных стандартов:
На наш взгляд, не следует откладывать их изучение, успокаивая себя классическим «я подумаю об этом завтра». Завтра — это уже поздно.
Объем информации, ее содержание таковы, что «входить» в тему нужно как можно быстрее, вот прямо сейчас.
Равняйтесь на тех коллег, которые уже тестируют, например, на копии программы 1С возможности отражения в учете ОС с 01.01.2022.
Помните о 3-х китах, на которых держится (должен держаться, по мнению разработчиков новых стандартов) российский бухгалтерский учет:
Будем исходить их тех мероприятий, которые нужно провести:
1). Определиться с пользователями вашей бухгалтерской отчетности, отчетности именно вашей компании.
Кого вы относите к этой категории, кроме, например, директора-учредителя в единственном числе?
Среди пользователей отчетности обычно выделяют партнеров по бизнесу и прочих контрагентов (действующих и потенциальных), а также контролирующие органы, банки, в которых планируется получать кредитные средства, организаторов и участников аукционных мероприятий и т.п.
2). Выделить информацию, которая важна для пользователей вашей отчетности, значима для оценки финансового состояния вашей компании и принятия решений.
3) Внести изменения в учетную политику (УП) по бухгалтерскому учету. Начать можно с черновика изменений в УП. Утвердить изменения советуем в 2021 году.
Что именно прописать в УП? Вот примерный список:
Далее рассмотрим каждый стандарт более подробно. Начнем, пожалуй, с самого простого.
Стандарт оправдал ожидания не всех бухгалтеров. Да, некоторые моменты прояснили, но часть правил просто перенесли из «древнего» приказ № 105 по документообороту, который с 01.01.2022 больше не применяется.
Напомним, что новый стандарт ФСБУ 27/2021 можно применять досрочно. Утвержден он Приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н.
Согласно подпункту б) пункта 2 нового стандарта вопросы хранения документов им не регулируются. А жаль. Если бы все правила по документам содержались в одном нормативном акте, на наш взгляд, было бы удобнее.
Учтите в работе, что некоторые положения нового стандарта могут быть истолкованы неоднозначно и даже завлечь в разборки с контролерами.
Например:
Классический случай – услуги, оказаны в ноябре, акт подписан началом декабря.
Грамотным решением будет в этом случае указывать в документе период оказания услуги. Тогда бухгалтер уверенно отразит хозяйственный факт в программе последним днем месяца. А дату подписания документа укажет, например, в комментариях. Именно такой порядок предусмотрен п.п. б) п. 8 ФСБУ 27.
А вот для работ не все так просто. Но можно «подстраховаться» соответствующим пунктом в договоре, однозначно определяющим, что работы считаются, например, принятыми с даты, указанной рядом с подписью заказчика.
Очень хорошо. Работа упрощается, сокращается документооборот. Вот только очень жаль, что определения связанных фактов хозяйственной жизни, либо критериев для классификации таких фактов в Стандарте 27/2021 нет. А это может повлечь споры с представителями контролирующих органов.
Рассмотрим на примере чека ККТ поставщика.
И ранее некоторые методологи утверждали, что чека достаточно для подтверждения, например, закупки канцелярии подотчетником. И никаких копий чека, накладных и т.п. больше не требуется, ни в БУ, ни в НУ.
То, что на кассовом чеке присутствуют не все 7 обязательных реквизитов, установленных законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ не страшно. Минфин еще в 2019 говорил, что реквизиты чека и БСО регулируются специальными нормами: ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ и приказом ФНС. Сегодня это приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов….».
С юридической точки зрения, специальные нормы выше общих норм. Но для бухгалтеров это было не так очевидно.
Новая схема проще и понятнее.
В нашем примере первичный документ — авансовый отчет, оправдательный документ — чек ККТ. В авансовом отчете есть все обязательные реквизиты, и есть указание даты и номера чека ККТ.
Аргументы, которые используют методологи, обнаруживая в других документах (договорах, счетах, даже судебных актах и других документах) все обязательные реквизиты первичных учетных документов, бухгалтерам старой закалки принять нелегко. Но, возможно, со временем придется.
И то, что исправительную запись по-прежнему делает только лицо, допустившее ошибку, на наш взгляд, совсем не упрощает работу. Бухгалтеру придется думать, создавать ли дополнительный документ, поясняющий, почему исправление сделано другим лицом, или не плодить множество формальных документов.
Отметим, что для электронных документов замена допустима, при этом новый документ должен содержать указание на то, что он составлен взамен исправленного, дату исправления и электронные подписи тех, кто составил первоначальный документ. Плюс должна быть предусмотрена возможность использовать такой документ отдельно от первоначального документа.
Стандарт утвержден давно, но обязательное применение – с 01.01.2022. Утвержден стандарт Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н.
В отношении договоров аренды, которые закончатся до окончания 2022 года, стандарт можно не применять.
Решение о применении или неприменении стандарта и правил учета предмета аренды каждая сторона принимает самостоятельно, вне зависимости от решений другой стороны.
Отметим, что вне зависимости от того, на чьем балансе по договору лизинга учитывается предмет аренды, плательщиком налога на имущества по недвижимому имуществу согласно НК РФ будет являться арендодатель. Соответствующие изменения уже внесены в НК РФ – Федеральный закон № 382-ФЗ от 29.11.2021. Это новый пункт 3 в статье 378:
«3. Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя)».
Важно определиться со следующими.
Проанализировать имеющиеся договора аренды, определив смысл сделок и решить, попадают ли они под ФСБУ 25/2018.
Напомним, что мы будет классифицировать объекты именно как объекты аренды при одновременном выполнении следующих условий:
При этом советуем исходить не из формальных условий договора, а из всей информации, которой вы обладаете, либо которую можете получить.
В отношении срока договора.
Например, если у вас договор аренды заключается не первый раз на 11 месяцев практически на неизменных условиях, и, на ваш взгляд, там будет происходить и дальше, то такой договор можно квалифицировать как договор на неопределенный срок.
Если хоть одно из перечисленных выше условий не выполняется, учет нужно вести без применения Стандарта ФСБУ 25/2018, т.е. по прежним правилам.
Кроме того, еще нужно оценить две группы условий, при соответствии которым арендатор может не признавать право пользования активом и обязательства по аренде по правилам рассматриваемого стандарта. Условия приведены в пунктах 11 и 12 ФСБУ 25/2018:
Группа 1:
Договором не предусмотрен выкуп предмета аренды и нет субаренды (эти два условия рассматриваются совместно)
Группа 2:
Например, компания «Солнце» имеет право на упрощенные способы учета. Проверяем, есть ли в договоре аренды выкуп предмета аренды или субаренда. Если нет, то компания «Солнце» может не применять ФСБУ 25.
Другой пример.
Компания «Прокачу» имеет договора аренды транспортных средств, в которых нет ни одного условия из группы 1. И сроки договоров – менее 12 месяцев.
Увы, компания «Прокачу» обязана применять ФСБУ 25, в случае, если про субаренду в договорах нет ни слова. Ведь при аренде транспортных средств субаренда возможна по умолчанию (п. 1 статьи 638 ГК РФ), если в договоре не оговорено другое.
В отношении ФСБУ 25/2018 советуем ознакомиться с нашим постом в группе ВК (ссылка).
Про другие ФСБУ поговорим во второй части статьи, которую опубликуем также в декабре.
Пишите ваши вопросы по теме, делитесь мнениями.
ЧУДПО ЦЭЗ «Фин-Инфо»
ИНН 5407019621
Положение о персональных данных
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение