Напомним несколько простых правил.
Бухгалтерский учет (БУ) расходов на страхование:
1. Использование счета 97 давно не приветствуется, это неверный вариант.
Есть специальный счет 76.01 «Расходы на имущественное и личное страхование». На нем и учитываем как доходы, так и расходы, связанные со страхованием.
2. В расходы можно списать сумму страховки единовременно в момент уплаты страховой премии.
Ведь согласно законодательству о страховом деле механизм страховой защиты вступает в действие именно после оплаты страховой премии.
Распределять в БУ расходы на страхование равномерно в течение периода страхования можно, хотя и не совсем правильно.
Такой вариант выбирают те, кто работает на общей системе налогообложения. Ведь по правилам налога на прибыль такие расходы как раз и нужно списывать равномерно в течение периода страхования.
3. Счет 76.01 имеет достаточное количество субсчетов, на которых учитывают различные расходы и доходы, связанные со страхованием. Нужно помнить, что такие расходы и доходы всегда должны отражаться в учете и отчетности развернуто, например, убытки от страхового случая и страховые выплаты (Письмо ФНС от 03.02.2014 № ГД-4-3/1692@).
Налоговый учет расходов на страхование при УСН:
1. Хотя п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 (Расходы при УСН) и отсылает нас к статье 263 НК РФ (а она, в свою очередь, еще и к статье 272), при УСН расходы на страхование учитываются единовременно.
2. И состав таких расходов при УСН значительно уже, чем при налоге на прибыль. По главе 25 НК РФ можно учесть как обязательное, так и некоторые виды добровольного страхования (личностное и имущественное). При УСН можно учесть только обязательное страхование, да и то в незначительном «ассортименте».
3. Состав обязательных страховых расходов при УСН:
- «зарплатное» страхование (страховые взносы),
- ОСАГО (не расширенное!).
4. Доходы в виде полученной страховой выплаты при УСН относятся к облагаемым внереализационным доходам.
Напомним, что «обязательность» страхования фиксируется, когда закон устанавливает обязанность в качестве страхователя страховать жизнь, здоровье или имущество, либо гражданскую ответственность (ст. 927 ГК РФ).
Также важно для принятия сумм страхования в налоговых расходах наличие отдельного специального закона на страхование. Такое правило прописано в п. 4 ст. 3акона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Если вы обязанность страхования прописана только в договоре, а отдельного закона об обязательности такого страхования нет, то и в расходах учесть затраты не получится.
Исходя из изложенного, бухгалтеру всегда важно проверить все условия договора страхования, уделяя особое внимание определению его обязательности в рамках действующего законодательства.
ЧУДПО ЦЭЗ «Фин-Инфо»
ИНН 5407019621
Положение о персональных данных
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение