Сегодня поговорим о налоге на прибыль в сделках с контрагентами из стран ЕАЭС.
Договор об ЕАЭС (Договор ЕАЭС) подробно рассматривает правила в отношении косвенных налогов.
Налог на прибыль регулируются соответствующих законодательством каждой страны, а также международными соглашения об исключении двойного налогообложения. Последние заключаются между парами стран. Между странами - участниками ЕАЭС они заключены гораздо раньше, чем образовался ЕАЭС.
Напомним данные договоров об исключении двойного налогообложения между странами – участниками ЕАЭС и Россией:
В отношении места получения дохода по многим видам доходов действуют схожие правила.
Например, российская компания, получающая доход в любой из 4-х других стран (для каждой из стран действуют аналогичные правила) определяет этот доход:
- от использования и продажи недвижимости — по месту нахождения имущества,
- от предпринимательской деятельности:
- от международных перевозок — по месту нахождения организации (Россия),
- проценты (доход от долговых обязательств/требований любого вида) — в государстве выплаты (ставка ≤ 10 %).
Пример 1.
У российской компании есть имущество в Республике Беларусь. При его продаже налог на прибыль будет заплачен в Беларуси, в России налога не будет.
В отношении других доходов правила различаются. Например, в отношении минимальной ставки налога.
Так, доходы в виде дивидендов резидента одного государства, полученные в другом государстве будут облагаться:
- Беларусь — в государстве выплаты, ставка ≤ 15 %,
- Казахстан, Кыргызстан — в государстве выплаты, ставка ≤ 10 %,
- Армения — в государстве выплаты, при этом ставка не должна превышать:
Льготное налогообложение возможно, но применять его могут лишь те, кто является фактическим получателем дохода.
Для иностранных компаний, получающих доходы в России, фактическое право на доход согласно НК РФ (п. 2-3 ст. 7, ст. 312) определяется в отношении каждой отдельной выплаты в виде дивидендов и (или) группы выплат в рамках одного договора.
Право на доход имеет фактический приобретатель, который:
- имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) в силу:
либо
- в его интересах иное лицо (иная иностранная структура) имеет право распоряжаться доходом.
Так предусмотрено п. 2 ст. 7 НК РФ, об этом напоминал в своем Письме Минфин РФ от 24.07.2018 № 03-12-12/2/60389, этот подход поддерживался судами во многочисленных разбирательствах, например:
Если фактический получатель дохода неизвестен, в некоторых случаях может идти речь о кондуитной или номинальной компании.
Рассматривая договор с иностранным получателем дохода, бухгалтер имеет право считать, что в договоре указан фактический получатель. Соответственно, есть право на льготу по соглашению об избежании двойного налогообложения.
Льготы должны подтверждаться соответствующими документами. А вот доказывать, что права на льготу нет — обязанность ФНС РФ.
Так как доказывать такие вещи в отношении иностранного получателя дохода довольно сложно, контролирующими органами были предприняты определенные действия, чтобы переложить бремя доказательств на налогоплательщика (налогового агента).
Была подписана так называемая MILI BERS — Многосторонняя конвекция по противодействию размыванию налоговой базы, в т.ч. и в отношении льгот по международным соглашениями. Можно рассматривать данную конвенцию как надстройку над двухсторонними международными соглашениями об избежании двойного налогообложения (МСИДН).
Но сложились различные ситуации для стран-участников ЕАЭС:
Что это значит для России и Казахстана?
Теперь они сами должны доказывать свое право на применение льгот по МСИДН. Доказывать, что сделка имеет деловую цель.
Ратификация была не в полной мере. И Россия, и Казахстан ратифицировали «право на основную цель» и «правило об ограничении льгот».
Если не рассматривать льготы, в общем случае в отношении дохода в сделках с другими участниками из стран ЕЭАС бухгалтеру должен определять:
Российская компания будет налоговым агентом, если:
Такие положения содержатся в п. п. 1. п. 4 ст. 282, п. 4 ст. 286, п. п. 1, 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ.
Если контрагент до сделки уведомил налогового агента, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству иностранной организации в РФ, то обязанностей отражать в налоговом расчете суммы таких доходов не возникает (Письмо ФНС РФ от 22.04.2019 № СД-4-3/7654@, которым ФНС РФ доводит до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков Письмо Минфина РФ от 05.04.2019 № 03-08-13/27069 с соответствующими разъяснениями).
Согласно п. п. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ у налогового агента должно быть уведомление и документ, подтверждающий постановку получателя дохода на учет в налоговых органах (нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в ФНС РФ).
Виды доходов иностранной компании, которые облагаются у источника выплаты, указаны в п. 1 ст. 309 НК РФ, а ставки налога по ним — в п. 1 ст. 310 НК РФ. В списке есть так называемые «иные аналогичные доходы».
Что относить к таким иным доходам? Существует две позиции:
Учитывайте, что для целей налога на прибыль территория г. Байконур рассматривается как территория Казахстана (Письмо ФНС РФ от 16.08.2016 № СД-4-3/15006@).
Общие правила для налогового агента при выплате доходов:
Основные правила:
Пример 2.
Российская компания сдает в аренду имущество в стране ЕАЭС, в которой у нее нет постоянного представительства. Как считать налог на прибыль?
Зависит от страны и вида имущества, правил МСИДН:
Подробнее об этом, например, в Письме Минфина РФ от 21.05.2018 № 03-08-05/34062.
ЧУДПО ЦЭЗ «Фин-Инфо»
ИНН 5407019621
Положение о персональных данных
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение